титул-ритмика

Пояснительная записка:                                                                          Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Еще раз следует упомянуть, что танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.

Возможность раннего знакомства детей 4– 6 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа программы кружка. Образовательную программу можно классифицировать следующим образом:

-по целевому назначению – общекультурная;

-по содержанию и видам деятельности – профильная;

-по степени авторства – творческая;

-по срокам реализации – одногодичная;

-по уровню развития детей – общая.

Программа разработана на основе типовой программы «Ритмика» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005), а также методики Е.В.Горшковой «От жеста к жесту» (по развитию у детей 4-6лет творчества в танце).

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

— Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.

-Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.

-Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца-«Обучение — творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

Задачи:

-Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

-Развивать воображение и фантазию детей в танце.

— Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

-Познакомить дошкольников с простейшими правилами поведения на сцене.

-Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет.

Общее количество часов – 78 часов.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 час (35 мин.).

Нормы наполнения групп – 10-15 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Санитарно-гигиенические требования.

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:

— раздевалки и шкафов для хранения личных вещей;

— аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.Кадровое обеспечение: педагог, руководитель кружка, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

  • воспитание любви и интереса к музыке,
  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:                                                         1)Название темы .

2)Общее количество часов.

3) В том числе теории практики.

— Вводное занятие- 2 ч

— Азбука музыкального движения -19ч

— Танцевально-образные движения – 10ч

— Основные виды движения — 9ч

— Портерная гимнастика – 12ч

— Пространственные перестраивания. Рисунки танца – 6ч

— Танцевально-образная импровизация – 4ч

— Простые элементы танца – 10ч

— Учебно-тренировочная работа – 4ч

— Обобщающее занятие. Праздник «Раскрасим красками наш танец» -2ч

Итого: 78 ч.

Анализ:

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике.

Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-6 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

        Содержание программы:                                                                                    

Вводное занятие:                                                                                                                         Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Экскурсия по Центру детского творчества. Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:

-Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.

— Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

— Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

— Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.

-«Пружинка» — легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.

-«Мячик» — прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.

-Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» — сгибание и разгибание кистей.

— Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » — круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.

— Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» — оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» — стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» — поднимание ноги до колена с натянутой стопой.

— Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.

-«Топотушки» — притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.

-Тройные притопы с остановкой.

— Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

— Поднимание на полупальцы по VI позиции.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

«Звереритмика» — движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

— Кошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

-Змея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

-Стоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

-Ветер деревце качает,

-Хочет ветку наклонить,

— Понаблюдав за ним немножко

-Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

— Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

-Этюд, имитирующий действия человека.

Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения). Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ:

— Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

— Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4 полупальцах.

-Шаги на пятках.

-Шаги в комбинации с хлопками.

— Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.

— Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

— Галоп (лицом в круг).

 

ПОРТЕРНАЯ  ГИМНАСТИКА:

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

-Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

-Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

-«Буратино» — ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 — 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 — 4 такты – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

-«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Движение повторить с левой ноги.

— «Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

— «Бабочка» — ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

-«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

— «Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

— «Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

— «Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

— «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

— «Корзиночка» – упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

— «Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

РИСУНКИ ТАНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТРАИВАНИЯ:

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.

— Круг. Отработка навыков двигаться по кругу:

— лицом и спиной;

— по одному и в парах.

Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

-Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» — движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

-Колонна. Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ:

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.

Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.

Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).

ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА:

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

Комбинацию повторить с левой ноги.

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса. Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

 

Занятие 1.

Для детей 6 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • мяч;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.
  • Бег.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

 

Стихотворение с движениями:

-Ветер дует нам в лицо(машем руками по направлению «к себе»,как веером).

-Закачалось деревцо(руки вверху плавные наклоны из стороны в сторону).

-Ветерок все тише,тише(плавные движения руками вперед,вверх,вниз).

-Мы присядем ниже,ниже(приседаем).

-Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • Упражнение “быстро — медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная.
  • Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке

Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие 2.

Для детей 6лет.

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
  • учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
  • учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть.

  • поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),
  • ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),
  • подскоки, галоп,
  • бег.

Основная часть.

  • Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  • Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).
  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  • Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)

Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА:

-игровой тренинг «Давайте познакомимся»;

— викторина-конкурс «Наш друг — светофор»;

— игра «Ты и я – вместе мы друзья»;

-викторина «Все зверюшки, все птицы – хотят веселиться»;

— конкурсно-игровая программа «Испекли мы каравай»;

— игра – конкурс «Угадай-ка любимые мультфильм».

 

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

К концу учебного года учащиеся  должны уметь:

  1. Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.
  2. Уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.
  3. Уметь сочинять элементарные образные движения.
  4. Владеть простейшими правилами поведения на сцене.

Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:     Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.

Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о реальных вещах. Задача руководителя – развивать детские представления, прежде всего путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения художественных образов языком танца.

Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:

— увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.);

— вызов удивления, восхищения;

— вызов заинтересованности в изучении языка танца;

— эстетическое оформление кабинета;

— стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений;

— использование игр и игровых приемов; музыки.

Иными словами, для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

— наглядные: объяснительно-иллюстративные;

— практические: упражнения, этюды;

— познавательные игры;

— создание «ситуации успеха»;

— словесные;

— наблюдение;

— рассказ;

— беседа.

Накопление эстетических впечатлений и воплощение собственных художественных образов являются средствами самовыражения и развития нравственно-эстетической сферы. При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы организации педагогического взаимодействия:

— стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;

— создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и поиску;

-учет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений, интересов и склонностей кружковцев;

— включение в работу эффективных методов и приемов;

— создание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы;

— создание условий для правильной организации творческой деятельности.

Методы диагностики личностного развития кружковцев:

-наблюдение;

-беседа;

— сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков кружковцев за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы:

— текущий (после каждой темы);

-итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).

Формой проведения обобщающего занятия является праздник «Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием театрализации и приглашением родителей.

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  • Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
  • Пасютинская В. Волшеб
  • ный мир танца. – М., 1985.
  • Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
  • Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
  • Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.
  • Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Литература для педагога:
  • Л. – М., 1973.
  • Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. — Мн. – Национальный институт образования. – 2005.
  • Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.
  • Для проведения занятий понадобятся:
  • — иллюстрации с изображением животных;
  • -сказки, стихи;
  • -подборка музыкальных произведений;
  • -подборка упражнений и этюдов;
  • — видеофильмы;комплекс игр и заданий по разделам тем.

 

Оставить комментарий

Адрес

МБУ ДО "Детская школа хореографического искусства"
Рязанская обл. р.п. Александро-Невский пер. Школьный д.1
УчредительАлександро-Невский муниципальный район
сайт школы: www.graciya.biz
e-mail: www@graciya.biz
тел: 8-491-58-22-090
Директор: Виноградова Наталья Михайловна
Дата создания образовательной организации 1995 год
Язык образования Русский
Численность обучающихся 110
Режим работы: 9:00 - 19:00
Понедельник-Суббота
Воскресенье-выходной





Подпишитесь на RSS
ГРАЦИЯ