титульный лист Прекрасный мир танца
Содержание

Пояснительная записка. 3
I модуль «ИГРОРИТМИКА» 12
Первый год обучения. 16
Второй год обучения. 19
II Модуль «АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ» 24
1-2 год обучения 26
III Модуль «ГРАЦИЯ» (основная ступень) 30
Первый год обучения. 37
Второй год обучения. 41
Третий год обучения. 48
Список литературы 56

Пояснительная записка.

Модульная программа «Детской школы хореографического искусства» имеет художественную направленность.
Данная модульная программа основывается на:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г.;
• Концепции развития дополнительного образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
• Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
• Стратегической инициативой «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.;
• Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г., № 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Распоряжение Правительства Рязанской области от 26 июля 2017 года №326-р « Об утверждении приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Рязанской области на 2018-2020 годы».
В условиях МБУ ДО «ДШХИ» есть достаточно возможностей для проведения воспитательной работы по выявлению творческого потенциала, раскрытию неординарности личности, созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Хореографическая деятельность рассматривается как интегративный компонент системы эстетического воспитания, реализация которого актуализирует в сознании школьников их ориентацию на духовные ценности и потребность в освоении различных видов деятельности по законам красоты.
Актуальность:
Комплексная образовательная программа «Детской школы хореографического искусства» дает каждому учащемуся возможность прочувствовать и осознать свою национальную принадлежность и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры народов России и народов мира.
Новизна:
— в разработке содержания по предмету народно-сценический танец
— в адаптации диагностического блока
— в использовании современных образовательных технологий.
Отличия:
— в типовых программах отсутствует тематическое и календарное планирование, а в данной программе оно разработано по всем разделам, предмет «Русский народный танец» представлен не в полном объеме, нет обращения к местным особенностям исполнения русского танца;
— в существующих образовательных программах народная хореография представлена по типовой методике, нет обращения к танцевальному фольклору данной местности;
— наличие в данной модульной программе диагностического блока
— основной акцент в модульной программе «Детской школы хореографического искусства» сделан на устойчивый интерес ребенка к народному танцу, народному творчеству. Ведущее место отведено изучению основ русского народного танца, танцевального наследия народов России. Это основные отличия данной программы от существующих образовательных программ по хореографии в системе дополнительного образования детей.
ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей средствами хореографии, воспитание любителя народной хореографии.
Задачи:
Обучающие:
— ознакомить учащихся с основами хореографии и элементарной теории музыки;
— формировать и совершенствовать исполнительские навыки;
— обучить выразительному и техничному исполнению движений;
— сформировать навык исполнения экзерсиса у станка и на середине;
— сформировать навыки ансамблевого исполнительства;
— сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене;
— научить анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении.
— познакомить учащихся с разными видами и стилями хореографии через учебную и художественно-творческую деятельность.
Развивающие:
— ознакомить с историей возникновения народного танца;
— развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
— развить музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, мышление, чувство ритма;
— развить координацию;
— развить навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, применяя эти знания при разучивании и исполнении танцевальных;
— ознакомить с основами музыкальных жанров и стилей;
— ознакомить учащихся с лучшими образцами народной хореографии, с творчеством ведущих хореографических ансамблей.
Воспитывающие:
— воспитать трудолюбие и дисциплинированность;
— сформировать навыки самостоятельной работы над танцевальным номером;
— сформировать художественный музыкальный вкус, развить интерес к исполнению народных танцев и посещению концертов;
— воспитать культуру общения в творческом коллективе;
— воспитать чувство ответственности перед самим собой и коллективом
— воспитывать интерес к танцевальной культуре своего народа и народов других национальностей
Здоровьесберегающие:
— формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни;
Основной формой работы на занятиях является групповое занятие.
Программа предполагает индивидуальный подход, как при обучении, так и при организации образовательного процесса:
— для детей с ослабленным здоровьем или низкими музыкальными способностями возможно проведение занятий по щадящему режиму, которые помогают освоению образовательной программы и социальной адаптации детей в коллективе,
— для наиболее успешных и одаренных детей дополнительные репетиции с целью участия их в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества
В программе раскрывается содержание эстетического воспитания в аспекте ЛОО, а именно:
— содержание хореографических дисциплин (с учетом целей и задач эстетического воспитания школьников на современном этапе, с учетом проведения мероприятий «Детской школы хореографического искусства» и городских мероприятий, возрастных особенностей и предпочтений обучающихся, становления их гражданской позиции);
— содержание бесед по хореографическому искусству;
— содержание индивидуальной работы с учащимися, поддержка их авторства в процессе хореографической деятельности;
— направленность содержания программы на активное развитие и формирование у детей приоритета нравственно-эстетических ценностей и с этих позиций оценочного отношения к деятельности, искусству, эмоциональный отклик, творческое преобразование действительности.
Личностно-смысловая направленность содержания эстетического воспитания в процессе хореографической деятельности предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация.
Основой для построения программы явились следующие педагогические принципы:
— принцип культурологичности, предполагающий понимание предмета как одного из взаимосвязанных элементов человеческой культуры, содержащих прошлый культурный опыт человечества и включающих его в сегодняшнюю жизнь.
— принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности.
— принцип эмоциональной насыщенности. Занятия искусством дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душевное здоровье учащихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.
— принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей — каждого ребенка.
— принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности учащихся.
— принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним.
— принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка одного искусства в другой.
— принцип систематичности и преемственности содержания эстетического воспитания и хореографического образования.

Модульная программа «Детской школы хореографического искусства» представлена следующим образом:
I модуль: «Игроритмика» (для детей 6-7 лет).
II модуль: «Азбука хореографии»- подготовительная группа (для детей 8-9 лет).
III модуль: «Грация» (для детей 10-16 лет).
Примечание: каждый из модулей программы может быть использован отдельно, то есть, дети 9-16 лет могут заниматься по любой части программы, не имея хореографической подготовки.

Модульная программа «Детской школы хореографического искусства» предназначена для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, состоит из трех модулей (подпрограмм).
За весь период обучения программа позволяет обучающимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Это выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, открытых уроках и т.д., могут показать результаты своего труда и творчества.
Для полноценного и гармоничного развития обучающихся осваивается минимум движений и форм разных жанров хореографии.
Основываясь на элементах классического танца, упражнениях для развития тела (parterre), формируется красивая осанка, свобода и пластика движений. Поэтический язык этого танца, определённость и скульптурность поз, приучает к подтянутости и сдержанности.
Передача народных танцевальных традиций, воспитание культуры чувств и эмоций по данной программе осуществляется средствами народно-сценической хореографии. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине. Изучение танцев других национальностей воспитывает уважение к традициям и культуре других народов.
Включение в занятия элементов современной хореографии способствует эмоциональному и творческому самовыражению в танце под современную эстрадную музыку.
Программа рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение танцевальных навыков.
Предусматривается цикл бесед по хореографическому искусству, в том числе на основе интеграции искусств. Темы бесед направлены на развитие эстетического вкуса и кругозора.
Программа занятий «Детской школы хореографического искусства» составлена, с учетом психо-физических особенностей обучающихся на каждой возрастной ступени.
Первый модуль обучения – подпрограмма «Игроритмика». В процессе занятий ставятся задачи создания мотивации занятий хореографией, привития интереса, любви к музыкальному движению. Отсюда идет основной приток сил.
Второй модуль (подготовительная группа) – подпрограмма «Азбука хореографии». В данную группу поступают учащиеся 1-3 –х классов, проявившие значительный интерес к занятиям хореографии или отличающиеся высоким уровнем специальных хореографических способностей. Занятия данной группы проводятся параллельно с занятиями по игроритмике. Набор детей в «Детскую школу хореографического искусства» может быть осуществлен, минуя подготовительный уровень
Третий модуль (основная группа) – «ГРАЦИЯ» — решающий этап в развитии учащихся. Это рубеж к переходу учащихся в ансамбль. В процессе преподавания уже осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и творческих способностей к восприятию предлагаемого материала.
Ансамбль «Грация» (концертная группа) — продолжается увеличение нагрузки на мышечный аппарат, закрепление пройденного материала с постепенно увеличивающейся степенью технической сложности, закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, формирование чистоты стиля и хорошей манеры исполнения, формирование общей культуры.
Практическая реализация программы возможна лишь при условии мотивированности учащихся к хореографической деятельности, одновременно в самой программе заключены средства формирования мотивации к занятиям художественной деятельностью. Изучение и диагностика мотивации осуществляются входе ее формирования по специально разработанным анкетам (Приложение 4).
Основным критерием оценки является индивидуальный, личностный критерий, когда учащийся сравнивается с самим собой вчерашним, что позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие.
Программа мониторинга хореографической деятельности представлена в таблице.
Разделы диагностики
Критерии и показатели
Методы диагностики
Мотивация
Мотивы, интересы, ценности
Анкетирование наблюдение
Эстетическая воспитанность
Эстетический вкус, эстетический кругозор, эстетическое восприятие
Наблюдение, анкетирование
Психомоторное развитие
Музыкальность, артистизм, специальные хореографические данные, внимание, память
Наблюдение, измерение
Творческое развитие
Творческие проявления, воображение
Наблюдение, проявление авторской позиции

I модуль «ИГРОРИТМИКА»

Пояснительная записка.
Успех эстетического воспитания средствами хореографии зависит от того, насколько дети мотивированы и, овладевая разными видами художественно-творческой деятельности, испытывают потребность и удовольствие от нее.
В данный модуль включены: музыкально-ритмические упражнения, разучивание простых танцевальных движений, инсценировки, пантомимические движения.
Музыкально-ритмические упражнения необходимы для развития умений слушать и «пропевать» музыку в движении. Для формирования и развития у детей музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Такой язык составляют танцевальные и пантомимические движения.
Дети знакомятся с основными элементами построения танца: пространство, в котором располагается музыкальное движение; время, которое включает в себя скорость движения и ритм; сила – характер музыкального движения; форма движения, которая соответствует музыкальной форме.
Особенности игроритмики как формы организации художественно-эстетической деятельности:
— Возможность использования музыки и движения как средств коммуникации.
— Небольшой состав участников (12-15 человек)
— Знакомство с обобщенно-образными “значениями” отдельных пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых дети учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
Цель: развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального движения и импровизации.
Задачи:
— развить коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта,
-развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве,
— развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации
— формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание.
— воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.
Подпрограмма рассчитана на детей 6-7 лет с разной степенью одаренности и склонности к искусству. Срок реализации подпрограммы — 2 года.
I. Раздел. Музыкальное движение.
Основной вид деятельности – музыкально-ритмическая игра. Упражнения раздела способствуют развитию музыкальности, воспитывают любовь к музыкальному движению, развивают у детей слух, чувство  ритма, координацию движений, музыкально-ритмическую координацию – умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку, умение ориентироваться в пространстве, различать музыкальные жанры. Импровизация по концепции креативного танца.
II. Раздел. Развитие познавательной активности осуществляется на каждом занятии (тем для отдельных теоретических занятий не предусмотрено, они являются органическим звеном каждого практического занятия), путем синтезирования хореографии с другими видами художественно-эстетической и коммуникативной деятельностью.
III. Раздел. Разучивание простых танцевальных комбинаций и инсценировок как самостоятельных номеров.
По окончании 1 уровня обучающиеся приобретают предметные компетенции
Знания:
— характер музыки (весело, грустно)
— музыкальный размер 2/4, ¾
— основные положения ног 1, 2, 6 свободные позиции ног
— 8 точек хореографического класса
Умения:
— проявлять интерес к музыкально-художественному движению;
— сохранять правильную осанку;
— ориентироваться на определенной площадке в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка;
— согласовывать движения с музыкой;
— переходить из одного движения в другое;
— показать развитие наблюдательности, эмоциональности, ритмичности, музыкальности, внимания, воображения и творческих проявлений.
Виды и формы контроля
Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года. В конце каждого полугодия проводится открытый урок (показ).
Критерии оценки.
Наблюдение за учащимися, фиксирование изменений в динамике их развития, сопоставление имеющихся данных с эталонными позволяют оценить индивидуальные особенности психомоторного, эстетического и творческого развития каждого обучающегося в тот или иной период работы по предложенной программе. О развитии интереса к занятиям по хореографии можно судить по уровню эстетического восприятия, его эмоциональности. Психомоторное, творческое и эстетическое развитие детей рассматривается в целостности, но для фиксирования динамики развития условно выделяются показатели по каждому направлению воспитания.
Учебно-тематический план.

Разделы и темы
Количество часов
Год
1
2

теория
практика
всего
теория
практика
всего
Тема 1. Вводное занятие
I. Раздел. Музыкальное движение.
1
1

2
1

1

2

Подраздел: Музыкально-ритмические упражнения:
Тема1. Характер музыки.
Средства музыкальной выразительности.
Тема 2. Музыкальная форма.
Тема 3. Танцевальные композиции. Игры и упражнения с предметами.
Тема 4. Историко-бытовой танец.
Тема 5.Русские стилизованные бальные танцы.
Тема 6. Игровое танцевальное творчество.
1




9

(4)

(2)
(3)




10



1



9


(3)
(3)
(3)
10



Подраздел:Cтретчинг
Тема 1. Игровойстретчинг (живая и неживая природа, предметы).
Тема 2.Гимнастические упражнения с предметами.
Тема 3. Партерная гимнастика.


10

(10)


10



10

(3)
(2 )

(5)
10
Подраздел: Мимика и жесты.
Тема 1. Пантомимические движения. Жесты и пластика.
Тема 2. Основные положения ног в танце.
Тема 3.Пространственные положения и перемещения.
Тема 4. Основные движения ног в танце.
1


9

(5)
(4)



10


1
9

(1)
(1)

(2)
(5)
10
II. Раздел. Освоениепонятий танца.
Тема 1. Понятие пространства
Тема 2. Понятие силы
Тема 3. Понятие тела
Тема 4. Понятие движения
Тема 5. Понятие времени
Тема 6. Понятие формы
Тема 7. Создание танца
2







2



2

2
III. Раздел. Репертуар
Тема1. Кик-марш.
Тема 2. Веселый танец.
Тема 3. Образные танцы
1


15


16


1


15


16


Итого:
6
72
50
5
72
50
Содержание модуля.

Первый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие
Беседа о целях и задачах игроритмики, о форме одежды на занятиях, о правилах поведения на занятиях.
I. Раздел. Музыкальное движение.
Подраздел: Музыкально-ритмические упражнения.
Задача данной темы состоит в развитии у детей музыкального слуха, чувство ритма, координации движений, мимики, музыкально-ритмической координации (умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку), умения ориентироваться в пространстве, умения различать музыкальные жанры (т.е. отличать марш от польки, вальс от галопа и т д.), а также знать и уметь выполнять базовые танцевальные шаги (марш, бег, прыжки, галоп, подскоки…) и перестроения (круг, колонна, шеренга, пары, тройки по кругу).
Тема1. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности.
— умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, с выразительным значением темпа музыки;
— умение выполнять движение с различной силой, амплитудой в зависимости от оттенков музыки.
— умение выделить акценты, паузы;
— умение воспроизводить на хлопках, притопах и хлопках разнообразный ритмический рисунок;
— умение двигаться под музыку разного музыкального размера.
Тема 2. Музыкальная форма.
— умение различать следующие музыкальные формы: двух- и трехчастную, вариационную.
— умение изменять движения и их направление в соответствии с фразировкой, сменой частей, вариаций в музыке.
— умение отражать в движении музыкальную репризу.
Тема 3. Танцевальные композиции. Игры и упражнения с предметами.
— умение подчеркнуть характер и настроение музыкального произведения с помощью предмета (мяча, ленты, скакалки, цветов и др.)
Подраздел: Партерная гимнастика, стретчинг
Упражнения рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, так как, воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Тема 4. Игровойстретчинг (живая и неживая природа, предметы).
— укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад.
— укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
— укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны.
-укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
-укрепление и развитие стоп.
-укрепление мышц плечевого пояса.
-упражнения для тренировки равновесия.
Дополнительные упражнения.
Подраздел: Мимика и жесты.
Тема 5. Пантомимические движения
-умение произвольно удерживать взгляд на партнере
-умение направлять взгляд в соответствии с характером образно-пластического взаимодействия с партнером в танце, в драматизации.
-умение предавать в “сценическом” жесте и пластике образное содержание танцевального или бытового движения.
Тема 6. Основные положения ног в танце.
-умение выразить обобщенную характеристику образа с использованием основных положений стоп и коленей.
Раздел II. Освоение понятий танца.
Тема 1. Понятие пространства
-место: свое место/общее место. Умение различать свое, соседнее и общее пространство (место), двигаться и ориентироваться в них.
-уровень: высокий/средний/низкий. Умение двигаться на разных уровнях.
-размер: большой/маленький, далеко/ близко. Умение различать размер и расположение, зрительно отмечать расстояние.
— направление: вперед/назад, вправо/влево, наверх/вниз. Умение двигаться в разных направлениях
— рисунок: кривой, прямой, зигзагообразный. Умение строить рисунок движения, выполнять перестроения, соблюдая пространство.
Тема 2. Понятие силы
Энергия: резкий / мягкий
Тема 3. Понятие тела
— части тела: голова, шея, руки, запястья, локти, пальцы, таз, спинной хребет, ноги , колени, стопы, пальцы ноги, лодыжки, пятки, плечо, и т.д. Изолированное движение и сочетание движений 2-х и более частей тела.
— позы: изогнутые / прямые, угловатые / искривленные, симметричные/ асимметричные
Тема 4. Понятие движения
— движения с продвижением вперед: марш, бег, скачок, перескок, прыжок, галоп, скольжение, подскок, ползание, перекат.
— комбинации: шаг — подскок, вальсовый бег, шотландка, приставной шаг, виноградная лоза, гордая походка, скольжение, ползание, и т.д.
-движения без продвижения: изгиб, закручивание, растяжение, колебание, толчок, напряжение, падение, таяние, колебание, поворот, прятаться, пинать, тыкать, рассекать, извиваться, выпад, сжатие, удар, щелчок, плавание, скольжение, нажим, скручивание, поднимание, погружение, взрыв, шевелить, и т.д.
Раздел III. Формирование репертуара
— использование приобретенных танцевальных навыков в танцевальных композициях.
Разучивание танцев на музыку детских композиторов, в эстрадном стиле.
Тема1. Кик-марш.
умение исполнять движение «кик» в сочетании с маршем;танец в паре.

Второй год обучения.

Тема 1. Вводное занятие
Беседа о целях и задачах игроритмики, о правилах поведения на выступлениях.
I. Раздел. Музыкальное движение.
На втором году обучения продолжают осваиваться и закрепляться знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения.
Подраздел: Музыкально-ритмические упражнения:
Тема 1. Историко-бытовой танец.
— умение передавать характер историко-бытовых танцев: менуэт(элегантный, мягкий), гавот (манерный), полонез (величественный), мазурка (гордый), полька (веселый), вальс (грациозный).
— шаг польки, галоп, па шассе;
— реверанс, поклон.
Тема 2. Русские стилизованные бальные танцы.
— хоровод-
— русский лирический (с платочком)
Тема 3. Игровое танцевальное творчество.
— умение создавать простые танцевальные этюды в процессе групповой работы.
— этюд «Обновки».
— этюд «Жмурки».
Подраздел: Cтретчинг
Тема 4.Гимнастические упражнения с предметами.
— упражнения с мячом.
— упражнения со стулом.
— парные упражнения
Тема 5. Партерная гимнастика.
— работастоп
— приемы releve lent, developpe par terre.
— упражнения на развитие гибкости спины
— «заноски»
— упражнение на растяжку, развитие «шага».
Подраздел: Мимика и жесты.
Тема 6.Пространственные положения и перемещения.
— осмысленное использование пространственных положений и перемещений соответствующих контексту отношений между персонажами и содержанию танца в целом.
— положение в кругу (“объединиться”, ”окружать”, “круговая оборона”)
— положение в паре (отвернуться, наступать друг на друга, тянуть за собой, тянуть – каждый в свою сторону, удаляться).
Тема 7. Основные движения ног в танце.
— виды бега
— виды шага
— виды танцевального шага
— качания
— повороты
— приседания
— притопы
— прыжковые движения.

Раздел II. Освоение понятий танца
Тема 1. Понятие пространства.
— фокус: единичный, множественный. Умение сосредотачиваться на одном или множестве объектов по заданию педагога во время исполнения танца.
— во время импровизаций исполнители комбинируют различные понятия, используя их одновременно, например, уровень, направление, место, фокус и т.д.
Тема 2. Понятие времени.
— скорость: быстро/медленно/ средняя скорость
— ритм: пульс/ ритмический рисунок/ дыхание
Тема 3. Понятие силы.
— энергия: резкий / мягкий
— вес: тяжелый/ легкий
Тема 4. Понятие тела.
— части тела: голова, шея, руки, запястья, локти, пальцы, таз, спинной хребет, ноги, колени, стопы, пальцы ноги, лодыжки, пятки, плечо, и т.д. Изолированное движение и сочетание движений 2-х и более частей тела.
— позы: Изогнутые / прямые, угловатые / искривленные, симметричные/ асимметричные
— отношения: Части тела к частям тела, индивидуумы к группам, части тела к объектам. Отношения индивидуумов и групп к объектам: близко / далеко, встречаясь / отделяясь, один / связанный, зеркало / тень, унисон / контраст, над / под, выше / ниже, вокруг / через, около / между, на / прочь, собирая / рассеивая, в/из, и т.д.
Тема 5. Понятие движения.
— движения с продвижением вперед: марш, бег, скачок, перескок, прыжок, галоп, скольжение, подскок, ползание, перекат.
-комбинации: шаг — подскок, вальсовый бег, шотландка, приставной шаг, «виноградная лоза», гордая походка, скольжение, ползание, и т.д.
— движения без продвижения: изгиб, скручивание, растяжение, колебание, толчок, напряжение, падение, таяние, колебание, поворот, пинать, тыкать, рассекать, вьется, выпад, сжатие, удар, щелчок, плавание, скольжение, нажим, скручивать, поднимание, взрыв, шевелить, и т.д.
Тема 6. Понятие формы.
Возвращающаяся Тема: тема с вариациями, канон, круговая
— АBA: а = одна фраза, b = другая фраза
— абстрактная: геометрическая; не имеющая формы (неоформленная, свободная)
— рассказ: в форме истории, представления
— сюита: умеренное начало, медленный центр, быстрый конец
— индивидуальная, в группе, парами, тройками.
— нарушенная форма: несвязанные комбинации движений, используемые для юмора, шутки
III. Раздел. Репертуар.
Тема 3. Веселый танец.
— исполнение комбинаций простых эстрадных движений в условиях сцены
Тема 4. Полкис.
— особенность финской польки.
II Модуль «АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ»

Срок реализации модуля 2 года

Пояснительная записка.
Данный модуль имеет те же особенности, которые характерны для модуля «Игроритмика», в связи с особенностями младшего школьного возраста, для которого они предназначены.
Цель – развитие творческих способностей, танцевальной культуры и эстетического восприятия школьников средствами хореографии.
Задачи:
— познакомить с разными видами и стилями хореографии через учебную и художественно-творческую деятельность.
— способствовать развитию психофизиологических качеств, специальных и творческих способностей обучающихся, развитие художественного вкуса.
-воспитывать интерес к танцевальной культуре.

В данную группу поступают обучающиеся 1-4 –х классов, проявившие значительный интерес к занятиям хореографии или отличающиеся достаточным уровнем специальных хореографических способностей.
Занятия данной группы проводятся параллельно с занятиями по игроритмике. (То есть, обучающиеся могут посещать оба предмета).
Набор на подготовительное отделение осуществляется один раз в год.
Результативность освоения подпрограммы:
По окончании 2 уровня обучающиеся приобретают предметные компетенции:
Знать:
— позиции рук и ног;
— программные элементы классического, народного, историко-бытового танца;
Уметь:
— усвоить основы правильной постановки корпуса;
— владеть центром тяжести тела;
— ориентироваться в пространстве;
— отражать в движениях характер музыки;
— правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
— исполнять простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала;
— исполнять несложные танцевальные комбинации;
— навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).
Виды и формы контроля
Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года. В конце каждого полугодия проводится открытый урок (показ).
Критерии оценки.
Используются критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития по методикам А.И. Бурениной, М.С. Боголюбской (Приложение 1)
На данном этапе программы выделяются следующие показатели критериев:
психомоторного развития – музыкальность, артистизм, специальные хореографические данные, память, внимание (приложение 1);
эстетического развития – эстетическое восприятие (см. подпрограмму «Игроритмика»);
творческое развитие – творческие проявления и воображение (приложение 1).

Учебно-тематический план.

Разделы и темы
Количество часов

теория
практика
всего
Тема 1. Вводное занятие
I. Раздел. Хореографический экзерсис.
Тема 1. Музыкально-ритмические упражнения.
Тема 2. Элементы классического танца.
Тема 3. Элементы народно-сценического танца.
Тема 4. Элементы историко-бытового и бального танца.
Тема 5. Parterre гимнастика.
Тема 6. Навыки выразительного движения.
1

1
6
6
2
1
1
1

7
12
9
5
15
5
2

8
14
10
6
16
6
II. Раздел. Развитие познавательной активности.
4

4
III. Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар.
2
66
68
Итого:
24
120
144
Содержание.
1-2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие
Беседа о целях и задачах занятий, о форме одежды на занятиях, о правилах поведения на занятиях.
I. Раздел. Хореографический экзерсис.
Тема 1. Музыкально-ритмические упражнения.
умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, с выразительным значением темпа музыки;
— умение выполнять движение с различной силой, амплитудой в зависимости от оттенков музыки;
— умение выделить акценты, паузы;
— умение воспроизводить на хлопках, притопах и хлопках разнообразный ритмический рисунок;
— умение двигаться под музыку разного музыкального размера.
Тема 2. Элементы классического танца.
-позиции и упражнения классического танца на середине зала.
— постановка корпуса, положение анфас.
— подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции рук.
— позицииног – 1, 2, 3, 6.
— releve.
— demi — plie.
— soute.
-повороты и наклоны головы.
-наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.
-экзерсис у опоры: plie; battement tendu simple
— подготовка к верчениям.

Тема 3. Элементы народно-сценического танца на середине зала.
— положения рук в русском танце, переводы рук из одного положения в другое;
движения плеч, головы, корпуса;
— упражнения на середине: поклон, вынесение ноги на каблук, припадание, работа с платком, «гармошка», «елочка».
— освоение пространственной композиции: колонна, шеренга, «змейка», круг, «воротца» — основные движения прибалтийских танцев построенных на движениях польки;
Тема 4. Элементы историко-бытового и бального танца.
— шаг польки, галоп, па шассе;
— реверанс, поклон.
— шаг полонеза, па шассе;
— реверанс, поклон полонеза.
Тема 5. Parterre гимнастика.
— упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
— упражнения для улучшения эластичности мышц плеча, предплечья, развития подвижности локтевого сустава;
— упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
— упражнения на укрепление мышц брюшного пресса;
— упражнения на улучшение гибкости позвоночника;
— упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
— упражнения на улучшение гибкости коленных суставов;
— упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц стопы;
— упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;
— упражнения на исправление осанки.
Тема 6. Навыки выразительного движения.
Импровизация. Выразить в импровизации свое отношение к родной природе через образы, связанные с разными временами года.
Задание 1. Этюд «Зима». Выразить настроение, связанное с зимой, через образы снежинки, снеговика, елочки и др.
Движения: танцевальные шаги, бег, прыжки, кружения на месте, опускание на колено и т. д.
Задание 2. Этюд «Весна». Э. Григ «Весной». Выразить настроение, связанное с весной, через опоэтизированные образы подснежника, ручейка, птицы, кораблика.
Движения: мелкий бег – па куррю, подскок, использование выразительного жеста и мимики. Например, движения рук, напоминающие переливы струй воды, тянущихся к солнцу растений.
Задание 3. Этюд «Лето». П.И. Чайковский «Времена года». Импровизируют движения, связанные с представлениями о лете – колышащиеся колосья ржи, полет пчел, птиц, бабочки, стрекозы.
Движения: па куррю, подскоки, опускание на колено, движения корпуса, рук, головы, опускание книзу, вставание на полупальцы, повороты и вращения вокруг себя, пластика рук.
Импровизация простых упражнений классического экзерсиса у станка и на середине в одном направлении и с переменой направления.
Задание 1. Музыкальный размер 2/4. Темп медленный. Массовая импровизация. Выразить темп и характер музыки через battementtendu у станка.
Задание 2. Музыкальный размер 3/4. Темп медленный. Выразить характер музыки, форму музыкального произведения (музыкальные фразы, предложения) через позы классического танца на середине зала. Использовать разные точки класса, положение ноги носком в пол, на воздух, с приседанием на опорной ноге.
II. Раздел. Развитие познавательной активности. Ознакомление учащихся с искусством хореографии. Просмотр в/ф: «Волшебный мир балета», балет «Щелкунчик» (Вып.1.Н.Рыженко, 2000). Музыкальный театр: посещение спектаклей
III. Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар.
Сценическая деятельность. Репертуар. Танцы, этюды, музыкально-ритмические игры на основе пройденных танцевальных элементов и движений.
Танцы с использованием полученных навыков: музыкально-ритмическая композиция «Полька», «Русский танец», «Матрешки»
Формы проведения занятий.
Учебное занятие, репетиция, открытое занятие, беседа, экскурсия, занятие-праздник, концерт, конкурс, фестиваль.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении книги, при анализе музыкального или художественного произведения.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3. Практический – это упражнения, тренинг, репетиции.
4. Инновационный – импровизационная игра.
III Модуль «ГРАЦИЯ» (основная ступень)
Пояснительная записка.
В процессе художественно-творческой деятельности «Детской школы хореографического искусства» возникла необходимость в обеспечении её будущего, необходимость в притоке новых, подготовленных сил в ансамбль, создании и утверждении качественно нового репертуара на основе многожанровости, повышение уровня профессионального владения танцем.
Цель модуля – творческое и эстетическое развитие школьников в процессе хореографической деятельности.
Задачи:
— познакомить школьников с разными видами и стилями хореографии через учебную и художественно-творческую деятельность.
— способствовать развитию психофизиологических качеств и специальных способностей: музыкальности, эмоциональной и волевой сфер, памяти, внимания, артистизма и хореографических данных (гибкости, шага, выворотности, подъема, прыжка, координации).
— воспитывать интерес к танцевальной культуре через практическое овладение учащимися доступными им танцами и ознакомление с профессиональными и самодеятельными коллективами при посещении концертов, просмотре видеоматериалов.
— способствовать становлению авторской позиции школьников и умению ценить авторство других.
Структура модуля:
1. Хореография (дисциплины):
— народно-сценический танец.
— классический танец.
— современный танец.
— бальный танец.
-партерная гимнастика (упражнения для развития тела).
— развитие познавательной активности.
— сценическая деятельность.
Начиная с первого года обучения в основной группе, продолжительность занятия до двух часов, от двух до пяти раз в неделю. Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на ребенка.
Занятия по разделу «Хореографический экзерсис» способствуют развитию тела ребенка, правильной осанки, умению управлять своими мышцами, приобретению навыков координации, сознательного отношения к своим движениям.
Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение урока идет соответственно программе по классическому танцу: от простого к сложному.
В возрасте 10-12 лет дети могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно усложняются. Вводится классический экзерсис (на него отводится не менее 30 минут занятия). Комбинации строятся с учетом уже имеющейся танцевальной техники и возрастных интересов ребят. Увеличивается количество движений, входящих в комбинацию, ускоряется темп исполнения, увеличивается физическая нагрузка, усложняется координация движений.
Как правило, ребята этого возраста являются основными участниками всех концертных выступлений, у них уже сформировано серьезное, уважительное отношение к танцам, поэтому важно добиваться верного исполнения каждого упражнения, много работать над техникой и выразительностью. Основной задачей является прочное усвоение программного материала.
Знакомство учащихся с народным танцем по данной программе начинается на подготовительном отделении. Уже в 1-ый год обучения в основной группе постепенно вводится народно-сценический экзерсис, который составляет основу для более успешного и правильного стилевого усвоения народного танца. Упражнения у станка не превышают 20 минут (1,2 год обучения) и до 30 минут в более старших группах на одном занятии.
Итогом обучения народному танцу является умение детей красиво и выразительно исполнять народные танцы, культура общения между партнерами, наличие представления о характере национальных танцев.
Занятия по современному танцу в первом полугодии имеют своей целью развитие пластики в современных ритмах.
Комплекс упражнений способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппарата, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных элементов, комбинаций в сложных современных танцах различных ритмов (рок, брейк, джаз, кантри, блюз и т.д.). Кроме того, вырабатывается правильное дыхание, которое снимает утомление организма, особенно при длительных нагрузках.
Упражнения составлены с учетом распределения нагрузок на такие хрупкие части тела, как позвоночник, колено, голеностопный сустав.
Раздел «Развитие познавательной активности и эстетических потребностей школьников в области музыки и хореографии» включает:
• Систематическое проведение бесед о хореографическом искусстве, совместный просмотр видеоматериалов о танце, посещение театра, концертов, проведение викторин;
• материалы по синтезу хореографии с другими видами искусства (история смежных искусств, литература и поэзия о музыке и хореографии, подбор репродукций и др.).
• «Сценическая деятельность» как раздел – это выступления на отчетных мероприятиях, концертах, в том числе за пределами «ДШХИ», на выезде.
Результативность освоения программы.
По окончании 3 модуля, обучающиеся приобретают предметные компетенции:
Все требования, предъявляемые к обучающимся подготовительного класса, остаются обязательными и для этой группы, дополнительно выдвигаются следующие:
Знания:
— правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
подготовительные движения рук;
— знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, простейшие дроби;
— положение: стоя боком к станку в движениях из пяти позиций
выворотное положение “пятка к пятке”;
Умения:
— уметь исполнять preparation;
— уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;
— уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец;
— показывать навыки координации рук, ног, головы, корпуса, быстро запоминать и осваивать новые движения по программе.
— уметь в условиях сцены передать характер танцевальных образов ярко, эмоционально заразительно.
Одна из задач занятий в старшей возрастной группе – исполнительская деятельность в ансамбле. Для обучающихся тренировочный материал строится на более сложных танцевальных комбинациях, а также увеличивается норма упражнений, входящих в экзерсис. К этому времени в учебный процесс вводятся все предметы, которые заложены в программе. Много вводится лексического материала за счет постановочных репетиций. В экзерсисе тренировочный материал усложняется за счет ускорения темпа музыки, пор де бра, поворотов. Часть упражнений у станка исполняется на полупальцах.
Усложняется хореографический экзерсис в техническом направлении, используется многообразие стилей эстрадной хореографии, формируется эстетическая культура, воспитывается и развивается у обучающихся:
1. Чувство эстетического наслаждения от занятий хореографией: свободное владение своим телом (общая подтянутость, собранность, чувство ритмичности, ловкости, грации и свободы в движениях), легкость движений, эмоциональность и выразительность при исполнении основных видов хореографии.
2. Осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему жизнь народов, их быт и национальную специфику. Правильное понимание единства формы и содержания в танце.
3. Изучение и освоение современных танцев. Стремление исполнять их в стиле, манере, характере, сдержанно, собранно и в то же время свободно, естественно, красиво. Знакомство с различными хореографическими произведениями, их содержанием и исполнительским матерством.
По окончании 3 уровня обучающиеся приобретают предметные компетенции:
Знания:
• знать положения стопы, колена, бедра (открытое, закрытое);
• знать позы экзерсиса (epaulement, effacee, croisee);
Умения:
• правильно и методически верно исполнить экзерсис у станка;
• исполнять движения в характере музыки (четко, сильно медленно, плавно, задорно, игриво и т.д.);
• исполнять движения народно-сценического танца с сохранением характера музыки, грамотно, выразительно;
Виды и формы контроля
Контроль проводится в следующих формах: контрольные упражнения; открытое занятие; выступление на концертах. Данные формы контроля дают возможность определить эффективность обучения по данному модулю.
Критерии оценки.
Качество владения учащимися пройденным материалом отражается в закрепленных навыках и той свободе, с которой используются освоенные навыки в новом содержании. Таким образом, навык следует считать закрепленным, если он не разрушается при изменении движений в темпе и ритме, в перемене направления и интерпретации движения в соответствии с новым содержанием и музыкой.
Результаты наблюдений и диагностирования заносятся в специальные карточки (Приложение 3) и отражаются на индивидуальных «профилях» (Приложение 2), дополняют целостное представление о развитии личности обучающегося.

Тематический план

Разделы и темы
Количество часов

теория
практика
всего
I. Раздел. Хореографический экзерсис.
Классический танец.

1-ый год обучения
Тема 1. Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов.
Тема 2. Подготовка к открытому занятию.

1
26
5

27
5
Итого:
1
31
32
2-ой год обучения
Тема 1. Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов.
Тема 2. Эстетика элементов классического танца.
Тема 3. Подготовка к открытому занятию.
1
26

5
27

Итого:
1
31
32
3-ий год обучения
Тема 1. Развитие музыкальности в уроке классического танца.
Тема 2.Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов.
Тема 3. Подготовка к открытому занятию.
1
26

5
27
Итого:
1
31
32
Народно-сценический танец.

1-ый год обучения
Тема 1. Изучение основных элементов русского танца.
Тема 2. Развитие танцевальной координации.

1

26

5

27
Итого:
1
31
32
2-ой год обучения
Тема 1. Изучение основных элементов русского народного танца.
Тема 2. Правила исполнения основных движений экзерсиса народно – сценического танца.
Тема 3. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев Прикамья.
Белоруссии и Прибалтики, Италии



1
10
21
10
22
Итого:
1
31
32
3-ий год обучения
Тема 1. Правила исполнения основных движений экзерсиса народно – сценического танца.
Тема 2. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев Украины, народов Азии (и др.) по выбору

1
15

15

15

16

Итого:
1
30
32
Современная хореография.

2-ой год обучения
Тема 1. Развитие пластики в современных ритмах.
Тема 2. Модерн- джаз танец (подготовительный уровень).

1
1

15
15

16
16
Итого:
2
30
32
3-ий год обучения
Тема 1. Современный эстрадный танец (хип-хоп, фанк)
Тема 2. Модерн- джаз танец (базовый уровень).

1

1

15

15

16

16
Итого:
2
30
32
II.Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар.

48
48
Итого:

144

Cодержание программы.
Первый год обучения.

I. Раздел. Хореографический экзерсис.
Классический танец.
На 1-ом году обучения по программе обучающиеся знакомятся с историей становления отечественной школы классического танца, ролью А.Я. Вагановой в теоретическом обосновании системы. Изучают основные требования классического танца.
Осваивают принципы построения урока классического танца и отдельных его разделов.
Тема 1. Освоение техники, стиля и манеры исполнения программных движений и элементов.
Экзерсис у станка
• (за станок одной рукой);
• Позиции ног — 1 Постановка корпуса (в выворотном положении лицом к станку, со 2-го полугодия – держась, 2, 3, 5, 6;
• Releve по 1, 6 позициям (со 2-го полугодия по 2, 5); releve лицом к станку по 1, 2, 5 позициям;
• Demi plie – складывание, приседание, развивает выворотность бедра, эластичность и силу; изучается лицом к станку по 1, 2, 5 позиции (Grand plie со 2-го полугодия); demiplie, grand plie по 1, 2, 5 позициям (в начале лицом к станку, позднее боком к станку)
• Battement tendu лицом к станку с 1-ой позиции в сторону, позднее – вперед и назад. Battement tendu с 5 позиции в сторону, вперед, позднее назад (со 2-го полугодия);
• Подготовка к Battement tendu jete с 1-ой позиции в сторону. Battement tendu jete с 1 позиции лицом к станку в сторону, вперед, позднее назад (со 2-го полугодия).
• Подготовка к Rond de jambe parterre endehors, endedan лицом к станку с 1-ой позиции – вперед в сторону, в сторону назад; позднее назад в сторону, в сторону вперед; Rond dejamb parterre – лицом к станку с 1 позиции;
• Положение ноги на cou-de-pied (со второго полугодия)
• А) Sur le cou-de-pied вперед (условное);
• Б) Sur le cou-de-pied сзади.
• Passe;
• Battement relevelents с 1 позиции лицом к палке в сторону, позднее вперед и назад (со второго полугодия боком).
• Port de bras – перегибы корпуса: в сторону, назад, вперед стоя по 1 позиции лицом к станку;
• Растяжка на станке.
Экзерсис на середине зала
• позиции рук – подготовительное положение, 1, 2, 3;
• прыжок temps levesaute по 6 позиции (2-ое полугодие по 1 позиции).
• Port de bras (подготовительное и первое);
• Повороты на двух ногах по 6 позиции, по ¼ круга.
• подготовка к верчениям.
Прыжки: Temps levecoute по 1, 2, 5, позиции.
Вращения, повороты по 6 позиции ½ круга;
Народно-сценический танец.
Тема 1. Изучение основных элементов русского танца.
Основные положения ног.
Основные положения рук (четыре основных положения и подготовительное).
Комбинированные положения рук, производные от основных 4-х положений и подготовительного положения.
Поклоны:
а) простой поклон на месте;
Б) простой поклон с шагами вперед и отходной назад;
Навыки обращения с платочком.
Наиболее характерные распространенные положения рук в танцах (положения рук у девушек с платочком).
Основные шаги:
• простой шаг (с продвижением вперед, назад);
• переменный шаг (с продвижением вперед, назад);
• Притопы – удары всей стопой в пол
• “Гармошка”.
• “Елочка”.
• “Припадания”.
Тема 2. Развитие танцевальной координации.
Понятие о танцевальной координации.
Упражнения на координацию в танце.
Партерная гимнастика и упражнения для развития тела.
• упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
• упражнения для улучшения эластичности мышц плеча, предплечья, развития подвижности локтевого сустава;
• упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
• упражнения на укрепление мышц брюшного пресса;
• упражнения на улучшение гибкости позвоночника;
• упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;
• упражнения на улучшение гибкости коленных суставов;
• упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц стопы;
• упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;
• упражнения на исправление осанки.
II.Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар. Танцы с использованием пройденных комбинаций движений. Сюжетные, тематические танцы с учетом сценариев мероприятий:
• Осенние праздники;
• Новый год;
• 8 марта.
• Масленица.
• 9 мая.
• Конкурсные программы.
Приобретенные компетенции по окончании 1 года обучения:
Знания:
— знать терминологию, применяемую на занятиях классического и народно-сценического танцев
Умения:
— уметь исполнить упражнения у станка и на середине.
Второй год обучения.

На втором году обучения продолжают осваиваться, закрепляться знания, умения, навыки, полученные на 1-ом году обучения.
I. Раздел. Хореографический экзерсис.
Классический танец.
Задачи практического курса включают в себя дальнейшее развитие координации путем изучения новых форм portdebras, усложнением движений, исполнение некоторых поз, развитие силы ног, особенно стопы, путем введения полупальцев на 2-х ногах в движениях у палки и на середине, увеличение количества исполнения движения в каждом направлении, а так же за счет некоторого ускорения темпа основных движений экзерсиса у палки и на середине.
Особое внимание уделяется сохранению точности исполнения движений в процессе развития координации и усложнения учебных задач курса.
Экзерсис у станка
• Releve c demi plie по 1, 2, 5 позиции;
• Demi, grand plie по 1, 2, 5, 4 позиции боком к станку;
• Battement tendus: крестом с 5 позиции, во всех направлениях; с опусканием пятки во 2 позицию без перехода с опорной ноги (позднее с переходом на рабочую ногу) и в 4 поз. Без перехода (позднее с переходом).
• Battement tendus jete: крестом c 5 позиции; pique.
• Rond de jambe par terre en dehorsи en dedans на demi plie.
• Battement frappes крестом носком в пол; в позы, с окончанием в demi plie;
• Battement fondus носком в пол (позже на 30 градусов): крестом из 5 позиции.
• Battement releve lent иbattement developpe en faceна 90 градусов.
• Grand battements jete.
• Растяжка лицом к станку.
Экзерсис на середине зала.
• demi, grand plie по 1 позиции;
• Освоение основных поз (Croisee, Effacee, 2, 3 port de bras, 1, 2, 3 Arabesgue).
• Grand plie на полупальцах с движениями рук; Battement tendus.
• Battement releve lent в сторону с 1 позиции
• port de bras 1, 2, 3.
• ПРЫЖКИ.
• Temps leve saute по 1, 2, 5 позднее 4 позиции. Pas echappe на 2 поз.Chanjement de pied. Pasassamble.
• Вращения по диагонали.

Народно-сценический танец.

На 2-ом году обучения по программе обучающиеся знакомятся с системой народно-сценического танца, основными этапами его развития.
Основными задачами обучения является правильное усвоение постановки корпуса, ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала. Освоение основных позиций ног и рук народно-сценического танца и упражнений на развитие координации.
Все упражнения и движения народно-сценического танца первоначально исполняются в “чистом” виде.
По мере усвоения правильного исполнения этих упражнений и движений на них составляются несложные комбинации.
Экзерсис у станка:
• Preparation для рук.
• Demi и grand plie (переход из позиции в позицию приемом battement tendu). Demi и grand plie (исполняется по выворотным позициям, переход из позиции в позицию через развороты одной или 2-х стоп.).
• Battement tendu (исполнение как в классическом танце). Battement tendu с выносом на каблук.
• Подготовка к Battement tendu jete (исполняется как в классическом танце). Battement tendu jete с demi-plie, сpur le pied.
• Подготовка к Rond de jambe par terre.
• Подготовка к “веревочке”. Подготовка к “веревочке” с подъемом на полупальцы.
• Упражнение для бедра (поворот бедра внутрь и наружу) на полной стопе, на полупальцах.
• Упражнение для бедра.
• Выстукивание по 6-ой и 3-ей позиции. Упражнение на выстукивание по 6-ой позиции: чередование ударов полупальцами; чередование ударов каблуками; чередование ударов полупальцами и каблуками.
• Battement developpe (плавный и отрывистый).
• Grand battement jete (исполняется как в классическом танце).
• Положение лицом к станку:
• Наклоны и перегибы корпуса во всех направлениях в сочетании с другими движениями в определенном характере.
• Голубцы: низкий, высокий.

Экзерсис на середине зала:
Во время занятий на середине зала большое внимание уделяется упражнениям для корпуса, ног, рук и головы в манере изучаемых народно-сценических танцев.
Проучиваются основные ходы и движения.
Изучаются танцы народов Прибалтики и Белоруссии, Украины, Молдавии, России, танцы восточной группы.
Изучение основных элементов русского танца в определенной последовательности и методика их разучивания
• Русский танец.
• Бег.
• “Молоточки”.
• “Веревочка”.
• “Ковырялочка”.
• “Маятник”.
• “Моталочка”.
Основные шаги:
• переменный шаг (с продвижением вперед, назад);
• переменный шаг с приседанием(с продвижением вперед, назад);
• девичий с переступанием.
Белорусский танец:
• Основные положения корпуса, ног, рук и головы в женских, мужских и парных танцах.
• Основные ходы и движения.
• Расположения танцующих в паре.
• Рисунки.
Украинский танец:
• Основные положения корпуса, ног, рук и головы.
• Основные ходы и движения.
• Молдавский танец:
• Основные положения корпуса, ног, рук и головы.
• Основные ходы и движения.
Танцы Средней Азии (узбекский, таджикский, татарский): положения рук, ног; поклон; движение кистей, плеч, головы; основные ходы;
Верчения: прыжки по VI позиции в повороте по точкам, тоже с поджатыми ногами; по диагонали (подскоки, бег).
Партерная гимнастика.
Продолжение работы по развитию специальных хореографических данных по тем же видам упражнений.
Современный танец
Тема 1. Развитие пластики в современных ритмах.
• Основные понятия: параллель, вертикаль, спираль, контракш, лифт.
• Упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины
• Упражнения для нижнего отдела позвоночника
• Упражнение для ориентировки
• Контракшн
• Упражнение «отдых»
• Упражнение «Наклоны»
• Упражнения лежа на полу.
• Упражнение сидя
• Упражнение для дыхания
• Упражнение сидя по 4 позиции
• Упражнения на коленях
• Встаем с пола
• Упражнения на середине зала
Тема 2. Модерн- джаз танец (подготовительный уровень).
На подготовительном этапе должны быть изучены следующие движения:
В разделе «Изоляция»:
1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.
2. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», твист, шейк.
3. Грудная клетка: движения из стороны в сторожу и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек.
4. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги. «восьмерка», shimmi ; jellyroll.
5. Руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.
6. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной» и невыворотной ногой.
В разделе «Упражнения для позвоночника» должны быть усвоены следующие положения:
1. Flatback вперед, назад, в сторону, полукруги и круги торсом, Deep bodybend. Twist и спираль.
2. Contraction, release, high release. Положение arch, low back,
curveи bodyroll («волна» — передняя.задняя, боковая).
В разделе координация» изучаются:
• Свинговое раскачивание двух центров.
• Параллель и оппозиция в движении двух центров.
• Принцип управления, «импульсные цепочки».
• Координация движений рук и ног, без передвижения.
В разделе «Уровни» изучаются:
1. Основные уровни: «стоя», «сидя», «лежа».
2. Упражнения стрэтч-характера в различных положениях.
3. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4,2 счета.
4. Упражнения на contractionи releaseв положении «сидя».
5. Твист и спирали торса в положении «сидя» .
6. Движения изолированных центров.
В разделе «Кросс. Перемещение в пространстве» изучаются:
1. Шаги с трамплинным сгибанием коленей при
передвижении из стороны в сторону и вперед-назад.
2. Шаги по квадрату.
3. Шаги с мультипликацией.
4. Основные шаги афро-танца.
5. Трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах.
6. Триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу.
7. Прыжки: Hop, jump, leap.
В разделе «Комбинация или импровизация» изучаются: Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д.
II. Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар.
Танцы с использованием навыков и умений, полученных в процессе изучения I, II разделов. Сюжетные, тематические танцы с учетом сценариев школьных мероприятии
Приобретенные компетенции по окончании 2 года обучения:
Знания:
— знать терминологию классического и народно- сценического танца
Умения:
— уметь исполнить упражнения у станка и на середине
— уметь исполнить танцевальные этюды по программе.

Третий год обучения.

I Раздел. Хореографический экзерсис.
Закрепляются знания, умения и навыки, полученные на 2-ом году обучения по всем темам. Кроме того, в раздел включаются:
Музыкально-ритмические навыки (теоретические и практические вопросы):
• Затакт. Затактовое построение.
• Пунктирный ритм, триоли, различные виды синкоп.
• Музыкальный размер 3/8, 6/8.
• Расширение представления о танцевальных жанрах (современная музыка).
Классический танец.
На третьем году обучения большое внимание уделяется вопросам музыкально-хореографических связей в уроке классического танца. Это обусловлено учебной направленностью курса, требующей развития уровня музыкальности, предполагающего свободное овладение понятиями ритм, метр, темп, музыкальная динамика. Знание основ теории музыки необходимы обучающимся для исполнения более сложных темпо-ритмических и координационных структур комбинаций на все следующие годы.
Основная задача года – выработка “апломба” на целой стопе, полупальцев обеих ног и одной ноги с рабочей ногой в положении curlecou-de-pied, устойчивости в поворотах.
Уделять внимание выразительности исполнения.
Вводятся танцевальные нюансы (“вздох” кисти с полуперегибами корпуса вперед и назад) в комбинации основных движений экзерсиса у палки и на середине. На середине возможно исполнение небольших танцевальных этюдов (для определения индивидуальности обучающихся).

Экзерсис у станка
• Grand plie, demi plie c port de bras.
• Battement tendusвпозах.
• Battement tendusjeteвпозах.
• Demi rond de jambена 45 градусов en dehorsи en dedanна demi plieинаполупальцах.
• Battementfondu в позах на всей стопе носком в пол и на 45 градусов; doublefondu на всей стопе.
• Battementfrappes в позах носком в пол; на полупальцах; с окончанием на demi plie.
• Battement doubles frappes.
• Rond de jambe en l’air en dehors, en dedanна 45 градусов.
• Grand battements jete.
• Перегибы корпуса – вперед, назад по 5 позиции, держась одной рукой за станок.
• Поза attitude
• Полу поворот в 5 поз.на полупальцах, позже на 360 градусов.
• Подготовительные упражнения для туров из 5, 2 позиции endehors и endedans.
Экзерсис на середине зала
• 5 и 6 port de bras. Подготовительные упражнения к турам.
• Pas de bourree simple. Battement fonduнавоздух. Battement releve lent. Battement developpe.
• Grand battement jete.
• ПРЫЖКИ:
• Pas glissade. Pas jete. Sissonne сценический.
• верчения: tourpique, подготовка к tours из IV, V позиций, emboite в повороте.
Народно-сценический танец.
Экзерсис у станка:
• Demi-plie (отрывистое).
• Маленькое каблучное. Каблучный батман на 90 градусов.
• Проучивание па тортье.
• Battement tendue.
• “Веревочка”. Подготовка к “веревочке” с прыжком.
• Подготовка к флик фляку. Флик фляк с переступанием, с ударом пятки опорной ноги.
• Battement developpe (плавный и отрывистый). Battement developpe на demi-plie и полупальцах опорной ноги .
• Grand battement jete. Grand battement jeteсувеличеннымразмахом.
Лицом к станку.
Голубцы прыжке по 6-ой позиции.
Экзерсис на середине зала
• Итальянский танец: основные ходы, положения рук, работа с бубном.
• Испанский танец: основные движения, положения рук, работа с веером,
• кастаньетами.
• Цыганский танец.
Элементы танцев проучиваются у станка, на середине, затем используются в танцевальных постановках.
Партерная гимнастика.
Продолжение работы по развитию специальных хореографических данных, формированию осанки. Увеличивается скорость исполнения движения, количество повторений каждого упражнения.
Современный танец.
Тема 1. Современный эстрадный танец.
Разучивание основных шагов, элементов, комбинаций современных стилей:
hip-hop, funky.
Тема 2. Модерн- джаз танец (базовый уровень)
На базовом уровне обучения вводятся новые технические понятия:
1. Разогрев с использованием уровней.
2. Комплексы изоляций.
3. Сочетания различных ритмов во время движения.
4. Комбинации, состоящие из спиралей, твистов и contraction в положении «стоя» и «сидя».
5. Упражнения стрэтч-характера во всех положениях: «сидя», «лежа». «стоя у станка».
6. Комбинации шагов в различных направлениях, координация шага и движений изолированных центров,
7. Вращения на двух ногах и повороты на одной ноге на 360°.
8. Танцевальные этюды, возможно, сюжетного характера.
В разделе «Разогрев» могут использоваться:
1. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на середине, в партере.)
2. Разогрев в положении «сидя» и «лежа», используя упражнения стрэтч-характера, наклоны и твисты торса,
3. Соединение разогрева в единую комбинацию из
нескольких движений.

Новые понятия в разделе «Изоляция»:
1. Комплексы изоляций.
2. Голова: комбинации из движений и геометрических фигур, изученных ранее, sundary-квадрат и sundary-круг. Соединение движений головы с движениями других центров.
3. Плечи: комбинации из движений, изученных ранее, разноритмические комбинации, соединение с движениями других центров.
4. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскости, соединение в комбинации движений, изученных ранее, разноритмические комбинации.
5. Пелвис: соединение в комбинации изученных движений, hiplift, полукруги и круги одним бедром.
6. Руки: комбинации из движений, изученных ранее, соединение с движениями остальных центров, соединение с шагами.
7. Ноги: соединение в комбинации движений, изученных ранее, соединение движений ног с движениями рук, с движениями других изолированных центров, с движениямиторса (спираль, твист, contractionи release).
В разделе «Координация» изучаются:
1. Бицентрия: движения двух центров в параллель и оппозицию.
2. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров.
3. Трицентрия в параллельном направлении.
4. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках.
5. Использование различных ритмов в исполнении движений, например, один центр исполняет движение медленно и плавно, другой — акцентировано и резко.
В разделе «Упражнения для позвоночника изучаются:
1. Соединение и комбинации движений, изученных ранее.
2. Использование падений и подъемов во время комбинаций.
3. Соединение contractionи release с одновременным подъемом одной ноги в воздух и перемещение в пространстве.
В разделе «Уровни» изучаются:
1. Комбинации с использованием contraction, release, спирали и твисты торса.
2. Перемещение из одного уровня в другой.
3. Упражнения стрэтч-характера в соединении с твистами и
спиралями торса.
В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» изучаются:
1. Комбинации шагов, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге)
2. Использование contractionи releaseво время передвижения.
3. Вращение как способ передвижения в пространстве.
4. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.
5. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.
В разделе «Комбинация или импровизации» изучаются: развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.
II Раздел. Сценическая деятельность. Репертуар.
Танцы с использованием навыков и умений, полученных в процессе изучения I, II-го разделов. Сюжетные, тематические танцы с учетом сценариев школьных мероприятий.
Приобретенные компетенции по окончании3 года обучения:
Знания
— знать терминологию классического, народно – сценического и современного танцев
Умения:
— уметь исполнить комбинации у станка и на середине
— уметь исполнить запланированные номера из репертуара ансамбля
Организация процесса обучения
Формы проведения занятий.
Учебное занятие (индивидуальные и групповые); репетиция, открытое занятие, беседа, экскурсия, концерт, конкурс, фестиваль.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3. Практический – упражнения, репетиции.
4. Инновационные – метод проектов, импровизация.

Методическое обеспечение программы.
• Планы-конспекты занятий.
• Конспекты бесед.
• Видеоматериал к беседам
• Наглядный материал к беседам и занятиям.
• Диагностические материалы.
Материально-техническое обеспечение программы:
• Наличие учебного класса.
• Оборудование классов: станки, зеркала для самоконтроля, палубный пол.
• Техническое оснащение: магнитофоны, фортепиано, видеомагнитофон (DVD), видеокамера.
• Сценическая площадка для репетиций.
• Оформление концертных номеров:
• изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
• обувь для сцены (каблучная) и для занятий;
• бутафория;
• оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
• фиксирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке.
• Музыкальное оформление номеров:
• аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами;
• накопление музыкального и нотного материала.
• Возможность приглашения балетмейстеров-постановщиков для обогащения репертуара новыми формами и содержанием (с возможными материальными затратами).
Требования к внешнему виду детей:
Обувь должна быть мягкой для занятий классическим экзерсисом (специальные тапочки, носки, чешки) и туфли для исполнения народных танцев. Форма одежды должна быть обтягивающей (купальники, трико), чтобы педагог мог видеть недостатки в осанке ребенка во время исполнения упражнений. Волосы должны быть гладко зачесаны, не спадать на лицо.
Связи с родителями.
Большое значение при организации работы придается включению родителей в ту атмосферу деловитости и серьезности, создать которую считается необходимой в занятиях искусством. Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать у них нужное отношение и понимание целей занятий, родители приглашаются на концерты, открытые занятия, проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, раскрытие значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей, способностей. Особенно подчеркивается роль прилежания; прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, интереса и уважения к своим достижениям.
Список литературы

1. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. – М., 2004.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
3. Боголюбская. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах (учебно- методическое пособие). М., 1982
4. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе. – Киев, 1985.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
6. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
7. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. – М., 2004. –144 с.
8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2003. – 208с.
9. Жадина О. В., Курамшин В. В. Школа балета Аскольда Макарова. Методика преподавания основ классического танца детям младшего возраста. – Спб., 1996.
10. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М., 2006.
11. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.1. – 112 с.
12. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.2. – 104 с.
13. Лисенкова И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах.- М., 1989.
14. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985.-176с
15. Мессерер А. Уроки классического танца. – СПб., 2004.
16. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном коллективе. – СПб., 1972.
17. Методическое пособие Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. Сост. Н. К. Беспятова. – М., 2003.
18. Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. — Свердловск, 1966.
19. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. — М., 2001.
20. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. для студ. высш. уч. зав./под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М: Изд.центр «Академия», 2006. – 288с.
21. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2000. – 72 с.
22. Прибылов Г.Н. Методические рекомендации и программы по классическому танцу. – М., 1984.
23. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ.канд. п.н. – М., 2001.
24. Пуртова Т.В и др. Учите детей танцевать.- М., 2003. – 256 с.
25. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 160с.
26. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. – Спб., 2001. – 352 с
27. Фольклор – музыка – театр. Под ред. С.Мерзляковой. – М.,1998.
28. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
29. Ярмолович Л. Классический танец. 1-2 классы. – Л., 1986.
30. Литература для детей:
31. Барышникова А. Азбука хореографии. – М.,1999.
32. Балет: пер. с англ. – М: ООО «Изд. Астрель», 2003. – 64 с.: ил.
33. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1980.
34. Вечеслова Т. Я – балерина. – Л. – М. «Искусство», 1966. – 272с.
35. Детская энциклопедия. Балет. – М., 2001.
36. Дешкова П. Загадки Терпсихоры. — М., 1989.
37. Носова В.В. Балерины. – М., 1983.
38. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М., 1985.
39. Прокопов К. Клубные танцы: ОНА. – М.: АСТ. Астрель: Хранитель, 2007. – 119с.
40. Смит Люси. Танцы. Начальный курс. – М., 2001.
41. Тимофеева Н. Мир балета. – М., 1993.
42. Уральская В.С. Природа танца. – М.,1981.
43. Уральская В.С. Рождение танца. – М.,1982.
44. Хочу танцевать. Под ред. Г.Филатовой. – М., 1998.
45. Чижова А.Э. Танцует «Березка». – М., 1967.

Оставить комментарий

Адрес

МБУ ДО "Детская школа хореографического искусства"
Рязанская обл. р.п. Александро-Невский пер. Школьный д.1
УчредительАлександро-Невский муниципальный район
сайт школы: www.graciya.biz
e-mail: www@graciya.biz
тел: 8-491-58-22-090
Директор: Виноградова Наталья Михайловна
Дата создания образовательной организации 1995 год
Язык образования Русский
Численность обучающихся 110
Режим работы: 9:00 - 19:00
Понедельник-Суббота
Воскресенье-выходной





Подпишитесь на RSS
ГРАЦИЯ